| 
  Занимательные задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. (Иоханнес Леман) 
  
 Задачи на переливание – один из видов старинных логических задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях для 5–6-х классов. Суть этих задач сводится к следующему: с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости за наименьшее число переливаний. 
  
 В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что все сосуды без делений и нельзя переливать жидкости «на глаз». Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем – результат очередного переливания. 
  
 Задача 1. Имеются два сосуда вместимостью 3 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 4 л воды? 
  
 Решение:  
 Начнём с конца. Как в результате можно получить 4 л? – Из 5-литрового сосуда отлить 1 л. Как это сделать? – Надо в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. Теперь запишем решение задачи в виде таблицы. 
 
 
 
 | Ходы | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
  
 
 | 5л | 
 5 | 
 2 | 
 2 | 
 0 | 
 5 | 
 4 | 
  
 
 | 3л | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
 2 | 
 2 | 
 3 | 
  
 
  
 Поиск решения можно было начать с действия 3 + 1, что привело бы к решению, записанному в следующей таблице. 
 
 
 
 | Ходы | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
 7 | 
 8 | 
  
 
 | 5л | 
 0 | 
 3 | 
 3 | 
 5 | 
 0 | 
 1 | 
 1 | 
 4 | 
  
 
 | 3л | 
 3 | 
 0 | 
 3 | 
 1 | 
 1 | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
  
 
  
 Из чисел 3 и 5 можно составить выражения, имеющие значение 4: 5 – 3 + 5 – 3 = 4 и 3 + 3 – 5 + 3 = 4. Несложно убедиться, что полученные выражения соответствуют найденным выше решениям. 
   
  
 Задача 2. Имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 7 л воды? 
  
 Решение:  
 Ход рассуждений таков: Как в результате получить 7 литров? – Нужно к 5 литрам долить 2 л. А где их взять? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. А как их получить? В 8-литровый перелить из 5-литрового 5 литров, потом еще три. Решение задачи показано в таблице: 
 
 
 
 | Ходы | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
 7 | 
  
 
 | 8л | 
 0 | 
 5 | 
 5 | 
 8 | 
 0 | 
 2 | 
 7 | 
  
 
 | 5л | 
 5 | 
 0 | 
 5 | 
 2 | 
 2 | 
 5 | 
 0 | 
  
 
  
   
 Задача 3. Имеются два сосуда вместимостью 7 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 5 л воды? 
  
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
 7 | 
 8 | 
 9 | 
 10 | 
  
 
 | 7л | 
 0 | 
 3 | 
 3 | 
 6 | 
 6 | 
 7 | 
 0 | 
 2 | 
 2 | 
 5 | 
  
 
 | 3л | 
 3 | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
 3 | 
 2 | 
 2 | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
  
 
  
   
 Задача 4. Как, имея лишь два сосуда вместимостью 5 л и 7 л, налить из водопроводного крана 6 л воды?  
 Решение. 
  
 Решение задачи задается числовым выражением (7 – 5) + (7 – 5) + (7 – 5). 
  
   
 Задача 5. Имеются два типа песочных часов. Одни отмеряют 7 мин, а другие – 11 мин. Как с их помощью отмерить 15 мин, необходимых, чтобы сварить вкрутую яйцо? 
  
 Решение: 
  
 15 = (11 – 7) + 11. Нужно одновременно перевернуть часы, через 7 минут Гарри начинаем варить зелье. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут. Задача решена. 
  
   
 Задача 6. Имеются 6-литровая банка сока и две пустые банки: трёх- и четырёхлитровая. Как налить 1 литр сока в трёхлитровую банку? 
   
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 0 | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
  
 
 | 6л | 
 6 | 
 2 | 
 2 | 
 5 | 
 5 | 
  
 
 | 4л | 
 0 | 
 4 | 
 1 | 
 1 | 
 0 | 
  
 
 | 3л | 
 0 | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
 1 | 
  
 
  
   
 Задача 7. Летом Винни-Пух сделал запас меда на зиму и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину - после Нового года. Весь мед находится в ведре, которое вмещает 6 литров, у него есть 2 пустые банки – 5-литровая и 1-литровая. Может ли он разделить мед так, как задумал? 
  
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 0 | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
  
 
 | 6л | 
 6 | 
 1 | 
 1 | 
 2 | 
 2 | 
 3 | 
  
 
 | 5л | 
 0 | 
 5 | 
 4 | 
 4 | 
 3 | 
 3 | 
  
 
 | 1л | 
 0 | 
 0 | 
 1 | 
 0 | 
 1 | 
 0 | 
  
 
  
   
 Задача 8. Как из полного сосуда ёмкостью в 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью в 8 л и 5 л? 
   
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 0 | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
  
 
 | 12л | 
 12 | 
 4 | 
 4 | 
 9 | 
 9 | 
 1 | 
 1 | 
  
 
 | 8л | 
 0 | 
 8 | 
 3 | 
 3 | 
 0 | 
 8 | 
 6 | 
  
 
 | 5л | 
 0 | 
 0 | 
 5 | 
 0 | 
 3 | 
 3 | 
 5 | 
  
 
  
   
 Задача 9. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеются еще 2 пустых сосуда емкостью 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л? 
   
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 0 | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
  
 
 | 8л | 
 8 | 
 3 | 
 3 | 
 6 | 
 1 | 
 1 | 
 4 | 
  
 
 | 5л | 
 0 | 
 5 | 
 2 | 
 2 | 
 5 | 
 4 | 
 4 | 
  
 
 | 3л | 
 0 | 
 0 | 
 3 | 
 0 | 
 2 | 
 4 | 
 0 | 
  
 
  
   
 Задача 10. Как набрать из реки 6 л воды, если имеется 2 ведра, ёмкостью в 9 л и 4 л? 
   
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
 6 | 
 7 | 
 8 | 
  
 
 | 4л | 
 0 | 
 4 | 
 0 | 
 4 | 
 0 | 
 1 | 
 1 | 
 4 | 
  
 
 | 9л | 
 9 | 
 2 | 
 5 | 
 1 | 
 1 | 
 0 | 
 9 | 
 6 | 
  
 
 | река | 
   | 
   | 
 4 | 
 4 | 
 8 | 
 8 | 
 8 | 
 8 | 
  
 
  
   
 Задача 11. Имеются три бочонка кваса, вместимостью 6 вёдер, 3 ведра и 7 вёдер. В первом и третьем содержится соответственно 4 и 6 вёдер кваса. Требуется только тремя бочонками, разделить квас поровну. 
   
 Решение: 
 
 
 
 | Ходы | 
 0 | 
 1 | 
 2 | 
 3 | 
 4 | 
 5 | 
  
 
 | 6 ведер | 
 4 | 
 1 | 
 1 | 
 6 | 
 5 | 
 5 | 
  
 
 | 3 ведра | 
 0 | 
 3 | 
 2 | 
 2 | 
 3 | 
 0 | 
  
 
 | 7 ведер | 
 6 | 
 6 | 
 7 | 
 2 | 
 2 | 
 5 | 
  
 
  
   
 Задача 12. Имеется стакан кофе и стакан молока. Ложку молока перелили в кофе, полученную смесь тщательно перемешали. Ложку смеси перелили обратно в молоко. Чего больше: молока в кофе или кофе в молоке? 
  
 Замечание: Если у вас нет идеи решения, то попробуйте решить задачу. Считая для простоты, что в стаканах было по 100 г фоке и молока, а в ложке 10 г жидкости. Полученный ответ позволит сделать предположение для общего случая, только это предположение еще надо обосновать. 
   
  |