г. Курган, МБОУ "Гимназия №32"
Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
Четверг, 25.04.2024, 16:51 | |
Меню сайта

Кл. руководство
Классные часы [112]
Сборники классных часов [2]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Что заставляет Вас учиться?
Всего ответов: 87

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО » Копилка классных часов » Классные часы


Классный час для любознательных «15 января – День рождения Википедии. Краткая история хранения знаний человечеством», 5 класс

 

Краткая история хранения знаний человечеством
15 января – День рождения Википедии

Информация для любознательных

Презентация

Слайд 1.

Сегодняшний классный час для любознательных, для тех детей, кто каждый день стремится узнать что-то новое, кто сам добывает знания и с уважением относится к тем, кто может помочь ему в этом.

Давайте совершим путешествие во времени и узнаем, как хранили знания (информацию) раньше, и сравним это с тем, как их хранят теперь.

Слайд 2. Память самый первый инструмент хранения информации. Щелчок. Волхвы и шаманы, сказители и певцы в виде былин, сказаний (того, что мы называем фольклором) передавали знания от одного поколения к другому. Но стихийные бедствия, катастрофы, войны и эпидемии подчас целиком уничтожали целые племена, а вместе с ними терялись и все знания, накопленные многими поколениями людей.

Слайд 3. Люди всегда понимали ненадёжность человеческой памяти и с давних времён стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Давайте вспомним, какие именно способы были придуманы людьми для записи информации.

Слайд 4. Один из древнейших способов фиксации информации – рисунчатое письмо. Щелчок. По рисункам первобытных художников на стенах пещер учёные определили не только все этапы охоты, но и ритуалы, её сопровождавшие. По рисункам первобытных художников на стенах пещер учёные определили не только все этапы охоты, но и ритуалы, её сопровождавшие. К сожалению, у рисуночного письма есть один существенный недостаток – неоднозначность прочтения.

Слайд 5. Необходимость более точно передавать информацию определила появление других форм письменности – знаковых. Место произвольных рисунков заняли значки, которые с течением времени всё меньше и меньше походили на предметы окружающего мира.

Слайд 6. Значки состояли из однотипных элементов: палочек, крючков и их пересечений. Каждому объекту, действию, ситуации соответствовала определённая комбинация этих элементов. Такой способ записи называется иероглифическим. Первые следы иероглифического письма относятся к Древнему Египту и датируются V–IV тысячелетиями до нашей эры. Иероглифическое письмо дошло до наших дней: на нём построены японский, китайский, корейский и другие языки.

Слайд 7. Так же давно появился и другой вид знакового письма – клинопись в Двуречье. Щелчок. Материалом для письма служили глиняные плитки. Записи делали на сырой глине бамбуковыми или костяными палочками, после чего плитки высушивали или обжигали. При надавливании палочка оставляла в глине след в виде клина, а определённый набор таких клиньев служил для передачи того или иного слова.

Слайд 8. Кроме вопроса «Как записать информацию?» перед человеком стоял вопрос «На чем записать информацию?» Щелчок. Выйдя из пещер и других естественных укрытий, самую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и т.д.) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных каменных сооружений – гробниц, ритуальных сооружений. Камень, глина, дерево, шкуры животных использовались когда-то разными народами в качестве носителей информации.

Слайд 9. Гораздо позже, через 2–3 тысячи лет, в Финикии появилось алфавитное письмо, похожее на то, которым пользуемся мы. Щелчок. Оно строилось на алфавите – строго определённом наборе знаков (букв), комбинации которых образовывали слова и предложения.

Слайд 10. Примерно за 3 тысячи лет до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей, росшего в долине Нила высокого тростника – папируса. Полученный материал, похожий на бумагу, назвали папирусом.

Слайд 11. Во II веке н.э. в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда, ее секрет так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в XI в. На Руси бумага появилась только в XVI в.

Слайд 12. С появлением бумаги, появились книги. Книги становятся важным источником хранения знаний (информации).

Слайд 13. До середины XV века книги были рукописными. Поэтому их было очень мало, они были дорогими и считались предметами роскоши. Большая часть книг хранилась в монастырях. Там книги копировались – переписывались специальными людьми, обладавшими красивым почерком. Вплоть до изобретения книгопечатания доступ к информации, хранившейся в книгах, был сильно ограничен.

Слайд 14. В 1440 году немец Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. Щелчок. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI века. Сегодня, в эпоху миллионных тиражей, трудно себе представить, что на первых порах книгопечатание недалеко ушло от рукописного копирования оригинала. Щелчок. Так, к концу XVIII века, при Екатерине II, в России издавалось всего 360 книг в год.

Слайд 15. Изобретение печатного станка позволяет сделать большой шаг вперед в развитии общества Книга стала лёгким и доступным носителем информации. Многие люди могли получить интересующие их знания из книг.

Слайд 16. Вопрос классу. Конечно, все книги являются источниками знаний, но всё-таки как называются книги, в которых собран особенно большой объём самой разной информации? (Энциклопедии).

Слайд 17. Французский писатель и философ XVIII в. Дени Дидро писал: «Цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям».

Продолжаем путешествие во времени.

Слайд 18. Хотя сам термин «энциклопедия» вошёл в обиход только в 16 веке, энциклопедические труды известны с древних времён. Своды знаний составлялись уже в Древнем Египте (2-е тысячелетие до н. э.), в Древнем Китае (XII—X века дон.э.).

Слайд 19. Самой полной древней энциклопедией была «Естественная история» Плиния Старшего. Она была закончена в 77 г. н.э. и состояла из 2500 глав и 37 томов. В ней содержалось 20 тысяч заслуживающих внимания «фактов», отобранных из 2000 работ более чем 100 различных авторов. Она послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий.

Слайд 20. XX век. Наиболее известными энциклопедиями XX века являются: «Энциклопедия Британника» и Большая советская энциклопедия (БСЭ). Права на «Британнику» принадлежат американским издателям. В1985 году вышло 16-е издание, включающее 32 тома. БСЭ – наиболее известная и полная советская энциклопедия. Выдержала три издания. Выпускалась с1926 годапо1990 год.

Слайд 21. Виды энциклопедий. Существует деление энциклопедий на универсальные и отраслевые. Универсальная энциклопедия – энциклопедия, охватывающая весь круг знаний о мире и человеке: «БСЭ». Отраслевые: «Математическая энциклопедия», «Медицинская энциклопедия». Наряду с традиционными энциклопедиями существуют энциклопедии для школьников.

Слайд 22. В 90-х годах XX века с развитием мультимедийных технологий появились электронные энциклопедии на компакт-дисках. Щелчок. В России наиболее значительным проектом такого рода с 1996г. является «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ). Щелчок. Энциклопедия получила название в честь канонизированных православных святых Кирилла (ок.827-869) и Мефодия (815-885). С именами этих двух братьев связано важнейшее событие в истории славянской культуры – изобретение азбуки, которая дала начало славянской письменности.

Слайд 23. Очень долгое время печатный лист оставался основным носителем знаний, накопленных человечеством. В настоящее время информация, накопленная цивилизацией, активно переводится на электронные носители. Щелчок. Далее она с легкостью может циркулировать по глобальным сетям. В современном мире основная масса знаний накапливается в Интернете, и отдельным пользователям нет необходимости хранить их у себя дома. Компьютерные технологии существенно изменили характер доступа к энциклопедическим сведениям– поиск статей стал практически мгновенным, появилась возможность вставлять в статьи не только качественные фотографии, но и звуковые фрагменты, видео, анимацию. Появление Интернета делают информацию легко доступной каждому человеку на планете.

Поднимите руки те, кто из вас что-нибудь знает про Википедию. Что такое Википедия? Пользовались ли вы Википедией и какой целью?

Слайд 24. В сети Интернет вы можете найти новые формы энциклопедий, так называемые, свободные энциклопедии, в которых дополнение и извлечение информации предельно упрощено. Википедия – самая известная Интернет-энциклопедия. Википедия (англ. Wikipedia) – универсальная энциклопедия, которая свободно распространяется во всемирной паутине. По масштабу сведений и диапазону тем Википедия по праву считается самой полной энциклопедией из когда-либо созданных в истории человечества. В Википедии содержится в шесть раз больше информации, чем вмещает в себя Большая Советская Энциклопедия. Википедия является одним из самых популярных веб-сайтов в мире и широко используется в качестве справочника.

Слайд 25. 15 января незаменимая помощница учеников, студентов и просто эрудитов Википедия отмечает свой день рождения.

Слайд 26. Продолжаем путешествие во времени. Расскажу вам историю создания Википедии.

Википедия представляет собой совместный проект интернет-предпринимателя Джимми Уэйлса и доктора философии Ларри Сэнгера. Как же получилось, что два абсолютно разных по роду деятельности интеллектуала создали уникальный справочный ресурс? В 2000 году Джимми Уэйлс загорелся идеей разработать пособие энциклопедического характера в сети Интернет, содержащее статьи на различные темы.

Предполагалось, что созданный ресурс, названный впоследствии «Нупедией», будет наполняться статьями, написанными лишь учеными. С целью воплощения в жизнь своей задумки Уэйлс пригласил на должность главного редактора проекта Ларри Сэнгера. Создание ресурса не предусматривало денежного вознаграждения, в результате работа над сайтом происходила крайне медленно: в течение первого года было создано всего 12 статей. Тут-то Сэнгер и предложил Уэйлсу изменить формат: сделать ресурс открытым к наполнению добровольцами вне зависимости от образования. 15 января2001 года в Интернете был запущен новый проект, названный Википедией. Постепенно к англоязычной версии добавились разделы, доступные пониманию жителей семи стран. Сейчас Википедия располагает 280 языковыми вариантами.

Слайд 27. Количество статей 12 февраля 2001 года на сайте не превысило 1000, 7 сентября уже перевалило за 10 000. В течение первого года существования Википедии было создано более 20 000 энциклопедических статей – в среднем более 1500 статей в месяц. 30 августа 2002 года количество статей достигло 40 000. Сейчас только в русскоязычной версии их более миллиона.

В энциклопедии вы можете найти материалы по истории, обществу, религии, искусству, философии, статьи о спорте, технике, науке, библиографии известных людей.

Слайд 28. В чем преимущество сетевой энциклопедии Википедии перед ее бумажными аналогами? Википедия мгновенно предоставляет необходимый материал по запросу пользователя в отличие от обычной книги, в которой желаемую статью нужно еще хорошенько поискать. Объем информации, приходящийся на один готовый документ в Интернет-справочнике, намного больше, чем в большинстве энциклопедий в переплете. В Википедии собрана самая большая коллекция информации о человеческой истории, её можно свободно использовать.

Слайд 29. Статьи Википедии создаются коллективным трудом добровольных авторов. Любой пользователь сети интернет может свободно зайти на сайт, найти и прочитать нужную статью. Обнаружив ошибку либо недостаток информации можно, кликнув по кнопке «редактировать», исправить эти ошибки, загрузить новую информацию или написать новую статью и добавить ее на сайт.

Слайд 30. Исполнительный директор «Фонда Викимедиа» Сью Гарднер говорит, что в первые годы своего существования Википедия была одним из неприличных маленьких секретов нашей культуры: все её использовали, но мало кто отваживался в этом признаться. Сегодня же журналисты, преподаватели и культурные критики, наконец-то, серьёзно воспринимают Википедию.

Слайд 31. Итак, 15 января – праздник всех, кто знает о Википедии. Праздник людей, которые пишут статьи, исправляют ошибки, отвечают на письма пользователей и тех, кто просто пользуется этой удивительной энциклопедией: ученики, студенты, учителя и т.д.

Электронная энциклопедия,
Кладезь мудрости – Википедия,
По страницам твоим путешествуем,
Как сквозь время, пространство шествуем.

Пусть объемы твои расширяются,
Гигабайты твои пополняются,
Возрастает число почитателей,
Уникальных знаний старателей!

Слайд 32. «Добро пожаловать в Википедию», – такими словами вас встречает сетевая «суперкнига» Википедии. Используйте этот Интернет-ресурс для нахождения полезной информации, расширяйте свой кругозор!

 
Литература, Интернет-ресурсы:

1. Босова Л. Л., Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 192 с.
2. Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше http://school.xvatit.com/index.php?title
3. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki
Категория: Классные часы | Добавил: donial (15.01.2015) | Автор: Догадова Нина Александровна
Просмотров: 2292 | Рейтинг: 5.0/23 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Dogadova N.A. © 2024
Перепечатка и использование материалов сайта //donial.ucoz.ru/ возможны только по предварительному согласованию