г. Курган, МБОУ "Гимназия №32"
Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
Суббота, 27.04.2024, 22:28 | |
Меню сайта

Кладовая файлов
Разработки уроков, 5 класс [34]
Разработки уроков, 6 класс [32]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Что заставляет Вас учиться?
Всего ответов: 88

Главная » Файлы » Информатика » Разработки уроков, 5 класс


Урок 5. Хранение информации. Практическая работа 3. «Создаем и сохраняем файлы». Проект «История письменности» (вопросы и ответы), 5 класс
[ Скачать (1.74 Mb) ] 15.03.2023, 21:55

Урок №5. Хранение информации. Практическая работа 3. «Создаем и сохраняем файлы». Проект «История письменности» (вопросы и ответы), 5 класс.

Замечание

  • Разработка урока носит рекомендательный характер и рассчитана на творческое её использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.

Литература

  1. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория званий, 2015. — 88 с.: ил. — (Программы и планирование).
  2. Информатика: методическое пособие для 5-б классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 384 c.: ил.
  3. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А Ю. Босова. — М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 184 с.: ил.
  4. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 5-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория званий, 2020. — 88 с.: ил.
  5. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч.2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 5-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория званий, 2020. — 88 с.: ил.

 

Разгадайте кроссворд «Хранение информации».

кроссворд, хранение информации

По горизонтали.

1. Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем.
3. Память является инструментом ... информации.
5. Хранящаяся в этой памяти информация воспроизводится достаточно быстро.
7. Носитель информации, позволяющий сохранять для потомков лица людей, пейзажи и т.д.
8. Один из самых распространённых носителей информации с давних времен до наших дней.
10. Страна, где изобрели бумагу.
11. Древний носитель информации, сделанный из кожи животных.

По вертикали.

1. Первый прибор для записи и воспроизведения звука.
2. Носитель информации в Древней Руси.
4. Записные книжки и другие внешние хранилища информации можно назвать: ... память.
6. Любые сведения об окружающем мире.
9. Носитель информации из стеблей тростника.

Ответы на кроссворд можно найти в присоединенном файле для скачивания.

 

Проект «История письменности»
Информатика
5 класс
Рабочая тетрадь

 
Ответы приведены по книге: Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. ‒ М.: Просвещение, 1997.

Для поиска недостающей информации использовали дополнительную литературу и Интернет.

 
Вопросы и ответы
 
Древний Египет

1. Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов?
Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов, называют иероглифами ‒ «священным письмом».

2. Какими значками изображали египтяне слова «солнце», «идти», «хлеб», «рот»?



3. Сколько всего было иероглифов в египетском письме?
В египетском письме было более 700 иероглифов.

4. Как египтяне перешли от изображения значком целого слова к изображению значком отдельного звука?
Первоначально письмо египтян не передавало звуков языка, а многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком. Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали соответствующим иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» ‒ «тэ», и т.д.

5. Передавались ли у египтян иероглифами гласные звуки?
Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались.

6. В чём была основная трудность при чтении египетских иероглифов?
Основная трудность при чтении египетских иероглифов состояла в том, что их было очень много: одни из них передавали отдельные согласные звуки, другие ‒ сочетания согласных звуков, а третьи ‒ целые слова.

7. Для чего египтяне использовали значки-определители?
При письме без гласных совершенно разные слова, например, «дом» и «едим», обозначались одинаково. Чтобы избежать путаницы, египтяне ставили рядом со словом значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.

8. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
Правила египетского иероглифического письма были очень сложны. Поэтому человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом.

9. Кому и как удалось разгадать тайну египетских иероглифов?
Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому ученому Шампольону, жившему в начале XIX века. Он сопоставил египетские и греческие надписи, покрывавшие большой камень, найденный в Египте.

10. Что было основным носителем информации в Египте?
Основным носителем информации в Египте был папирус.

11. Какова технология изготовления папируса?
В долине Нила рос высокий тростник ‒ папирус. Стебель его разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху полоски клали в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу, ‒ его тоже называли папирусом. Папирус ‒ рыхлый материал, поэтому писать на нем можно было только с одной стороны: чернила, наносившиеся заостренной камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сгибать его листы и сшивать их в тетради было нельзя. Долгое время в странах Средиземноморья папирус был самым распространенным видом писчего материала. В Египте его изготовляли на экспорт.

12. Как хранили папирусы?
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку ‒ свиток. Свитки хранили в сундуках и стенных нишах. Некоторые тексты предназначались специально для погребений; многие из них сохранились и дошли до нашего времени. До наших дней сохранились папирусные свитки, длина которых больше 40 метров.

13. Как выделялось на папирусах начало новой мысли? Как мы выделяем новый абзац в тексте?
На папирусах начало новой мысли (новый абзац) выделяли красной краской. Новый абзац в тексте мы начинаем с «красной» строки.

Древнее Двуречье

14. На чём делались записи в Двуречье?
В Двуречье записи делали на табличках из мягкой глины.

15. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков?
Письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков, называли клинописью.

16. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин, а не что-нибудь другое?
За основу письма в Двуречье был взят клин, потому что его было проще всего выдавливать на глиняной табличке с помощью специально заостренной палочки.

17. Каково происхождение клинописных значков?
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово.

18. Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам?
Многие значки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетаний соответствующих звуков, слогов.

19. Сколько различных знаков в клинописи?
В клинописи несколько сот знаков.

20. Просто ли было научиться читать и писать в Двуречье?
Научиться читать и писать в Двуречье было сложно. Много лет мальчики занимались в специальной школе писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Ученики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.

21. Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапала?
Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с самыми разнообразными текстами. Эта библиотека не погибла от пожара потому, что состояла она из покрытых письменами глиняных табличек.

Финикия

22. Для чего была нужна письменность финикийским торговцам?
Финикийским торговцам письменность была нужна для ведения своих счетных записей.

23. Какая система письма ‒ египетская, вавилонская или финикийская ‒ была проще?
Финикийская система письма была значительно проще египетской или вавилонской.

24. Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Как его можно назвать?
Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку и был буквой.

25. Сколько всего букв в финикийском алфавите?
Всего в финикийском алфавите было 22 буквы.

26. Какой главный недостаток финикийского письма?
Главный недостаток финикийского письма ‒ отсутствие знаков для обозначения гласных звуков.

27. Кто усовершенствовал финикийский алфавит? Каким образом?
Финикийский алфавит усовершенствовали греки. Они впервые стали обозначать не только согласные, но и гласные звуки.

28. Каково происхождение слова « алфавита?
Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских (греческих) букв: «алеф» («альфа») и «бет» («бета»).

Индия и Китай

29. На чём делались записи в Древней Индии?
В Древней Индии записи делались на узких полосках пальмовых листьев.

З0. Чем писали в Древней Индии?
В Древней Индии писали чернилами из сажи, смешанной с соком сахарного тростника.

31. Как выглядела древнеиндийская книга?
Древнеиндийская книга представляла собой скрепленные узкие полоски пальмовых листьев: в полосках делали отверстия и продевали шнурок.

32. Как называются цифры, которые мы используем?
Цифры, которые мы используем, называются арабскими.

33. Какой народ придумал арабские цифры?
Придуманы арабские цифры в Индии.

34. На чью письменность египетскую, вавилонскую или финикийскую больше всего похожа письменность Китая?
Письменность Китая (китайские иероглифы) похожа на египетскую письменность.

35. Сколько знаков должен был знать китаец, умеющий читать и писать?
Китаец, умеющий читать и писать, должен был запомнить тысячи иероглифов.

36. Как должен был писать образованный китаец?
Образованный китаец должен был писать не только грамотно, но и красиво.

37. Опишите технологию изготовления древнекитайских бамбуковых книг.
Бамбуковые китайские книги представляли собой связку узеньких дощечек из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку.

38. Для чего кроме одежды использовали шёлк?
В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Из них не только шили богатые одежды. На шелке делали записи.

39. Какой народ изобрёл бумагу?
Бумагу изобрели китайцы.

40. Из чего изготавливалась бумага?
Бумага изготавливалась из тряпок, бамбука и коры деревьев.

41. Опишите технологию изготовления бумаги.
К старому тряпью добавляли волокно конопли или бамбука и древесную кору, все это измельчали и варили в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги.

42. Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги?
Китайцы скрывали технологию изготовления бумаги.

Древняя Греция

43. Почему греки перестали пользоваться письмом и забыли его? Когда это произошло?
В результате войн произошел упадок греческой культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Это произошло в ХII веке до нашей эры.

44. Когда в Греции появилась новая письменность? На основе какого алфавита она была создана?
В VIII веке до н.э. в Греции появилась новая письменность. Ее создали на основе финикийского алфавита.

45. Что позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь?
Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь.

46. Сколько букв было в греческом алфавите?
Греческий алфавит состоит из 24 букв.

47. На чем писали юные греки в школах?
В IX-VIII вв. до н.э. греки писали на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и нанести новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом.

48. Что вы можете рассказать об Александрийской библиотеке?
В III в. до н. э. возникла самая известная библиотека древности ‒ Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков.

49. Каким образом Птолемей получил у афинян рукописи Эсхила и Софокла?
Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи Эсхила и Софокла, желая сиять с них копии. Боясь за судьбу знаменитых рукописей, афиняне потребовали за них в залог 500 кг серебра. Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их не для переписки, а на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел прослыть обманщиком, потерять серебро, но сохранить драгоценные рукописи у себя.

50. Что вы знаете о библиотеке в Пергаме?
Библиотека в Пергаме (Малая Азия) конкурировала по известности с Александрийской библиотекой. Поэтому царь Египта запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда (во II веке до н.э.) за неимением другого сырья в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма.

51. Что такое пергамент?
Пергамент ‒ предназначенная для письма специальным образом обработанная овечья, телячья, козья кожа. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перьями. Сшитые листы образовывали кодекс. Эти кодексы стали вытеснять папирусные свитки, и в Римской империи в библиотеках знати свитков с III в. н.э. уже не держали. Пергаментные тетради использовались в школах.

 

 

 

 

Категория: Разработки уроков, 5 класс | Добавил: donial
Просмотров: 280 | Загрузок: 68 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Dogadova N.A. ©2009-2024
Перепечатка и использование материалов сайта http://donial.ru/ возможны только по предварительному согласованию